Поэзия кларнета и триумф короля!
30 мая 1909 года в Чикаго на свет появился Бенджамин Дэвид "Бенни" Гудман (Benjamin David "Benny" Goodman) – выдающийся кларнетист, чей неподражаемый звук стал эталоном виртуозного исполнительского мастерства, руководитель одного из самых блестящих оркестров, чьё имя неразрывно и повсеместно связывают с наступлением новой "игристой" музыкальной эпохи под названием свинг и кого абсолютно справедливо нарекли её "Королём". Непредсказуемого и эксцентричного, его побаивались оркестранты, но при этом любили и уважали – и не только за то, что в нужное время и в нужном месте могли играть любимую музыку. Вместе с Гудманом и его "непобедимой любовью к музыке" они сумели открыть сердца публики красоте джаза и тем самым способствовать его популяризации среди самой широкой, американской и неамериканской аудитории.
Благодаря Бенни, который в середине 1930-х стал во главе одного из самых успешных биг-бэндов в стране, раскрывались новые таланты и стартовала карьера многих известных музыкантов в истории джаза, в том числе и таких бэнд-лидеров, как Джин Крупа или Гарри Джеймс. В эпоху сегрегации Бенни, как и другой его знаменитый современник – Арти Шо, возглавлял одну из самых первых интегрированных (расово смешанных) свинговых групп, которой продолжал руководить до конца своей жизни. А его концерт в нью-йоркском "Карнеги-Холле" стал настоящим джазовым событием века – критик Брюс Эдер назвал это выступление Бенни "самым важным джазовым концертом в истории", который вывел "партию джаза" в мир "респектабельной музыки".
Это была настоящая партия судьбы и таланта мальчишки, родившегося в бедной семье еврейских эмигрантов. Он был девятым из двенадцати детей Дэвида Гудмана – портного, бежавшего из Варшавы, и Доры Грински (родом из Каунаса, Литвы). Его родители познакомились в Балтиморе (штат Мериленд) и переехали в Чикаго прежде, чем родился Бенни, и зарплаты его отца едва хватало, чтобы содержать растущую семью. По инициативе родителей, лелеявших мечту о классическом музыкальном образовании для своих сыновей, 10-летний мальчик вместе с братьями получал дешёвые уроки музыки в чикагской синагоге. Там ему и вручили кларнет. И вскоре стало ясно, что учителя не ошиблись, потому что Бенни быстро учился, не выпуская инструмента из рук. Всего год спустя он играл в юношеском оркестре "Jane Addams’ Hull House", обучаясь у руководителя коллектива – Джеймса Сильвестра, а также продолжал брать уроки у своего первого преподавателя – кларнетиста чикагского симфонического оркестра Франца Шеппа. И ещё практически ребёнком Бенни стал профессиональным музыкантом и прекрасно импровизировал, играя в нескольких чикагских группах.
Его профессиональный дебют состоялся в 1921 году на концерте в "Central Park Theater" в родном Чикаго: сымитировав стиль знаменитого кларнетиста Тэда Льюиса, 12-летний Бенни Гудман привел публику в восторг. Ещё через два года 14-летний подросток, находившийся под влиянием новоорлеанского стиля и таких его представителей, как Джо "Кинг" Оливер, Джонни Доддс, Джимми Нун и Барни Бигард, стал членом американской федерации музыкантов. Уже тогда он твёрдо знал, что его дальнейшая жизнь будет связана с джазом. Поэтому вскоре он бросил школу, тем более что дальнейшее обучение мешало полноценному заработку, который был ему очень нужен, чтобы поддержать семью после смерти отца, погибшего в автокатастрофе. В эти ранние годы Бенни играл со многими музыкантами, которые позже стали или уже были известными, например, с Фрэнком Течмахером и Биксом Бейдербеком, чьё влияние на стиль самого Бенни было огромным. Это можно услышать на ”A Jazz Holiday” и ”Blue” – к слову, единственных известных записях, где Гудман играет на альт- и баритон-саксофоне с барабанщиком Беном Поллаком, в оркестре которого он играл в Лос-Анджелесе с 16 лет и с которым впервые записался ещё в 1926-м.
В 1929 году, ознаменовавшимся началом Великой американской депрессии, Бенни оставил группу Поллака, совершив музыкальную миграцию из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк. И вскоре стал весьма востребованным фрилансером, работая на радио и в студиях звукозаписи с Редом Николсом, Тедом Льюисом, Полом Уайтменом, Джимми и Томми Дорси, а также играя в оркестрах бродвейских мюзиклов. Как раз в эти годы он записал "He's Not Worth Your Tears" на "Melotone Records" – свою первую композицию, которая стала известна широкой публике. В 1933-м, после знакомства с продюсером и большим поклонником джаза Джоном Хэммондом, Бенни участвовал в дебютной записи Билли Холидей, в последней записи Бесси Смит, сделал серию знаковых записей с барабанщиком Джином Крупа и тромбонистом Джеком Тигаденом на "Columbia Records", положивших начало национальной популярности Бенни. Более того, именно эти успехи, а также предложение выступить в "Music Hall" Билли Роуза вдохновили Бенни впервые создать свой собственный оркестр – с Gene Krupa на барабанах, Джессом Стейси на фортепиано, а также с вкраплением нескольких прекрасных аранжировок Флетчера Хендерсона.
Первая запись будущих звёзд состоялась 1 июня 1934 года, и уже в следующем месяце инструментальная композиция "Moon Glow" стала хитом № 1. После четырёх с половиной месяцев работы в "Music Hall" маэстро Гудман уже более полугода участвовал в еженедельной радиопередаче NBC "Let's Dance", сменив звукозаписывающую компанию на "RCA Victor" и записав десятки хитов. И лишь гастрольный тур по стране, предпринятый летом 1935 года, не был особенно успешным. Но и то только до той поры, пока не достиг западного побережья: тогда гудмановская джазовая транскрипция К.М. Вебера "Let's Dance", а также пьес "King Porter Stomp" и "When Buddha Smiles" запустили настоящую лавину успеха, на которой его оркестр триумфально приземлился в "Palomar Ballroom" близ Лос-Анджелеса. Именно с тем памятным днём – 21 августа 1935 года – связывают начало десятилетней Эры свинга и сумасшедшей "бигбэндомании", охватившей всю страну.
Так, уже 11 мая 1937 года оркестры Бенни Гудмана и Чика Уэбба сражались в знаменитой "Музыкальной битве века": почти 4000 танцоров, до отказа заполнивших гарлемский "Savoy BallRoom" стали свидетелями грандиозной дуэли двух гигантов, после которой Гудмана и стали именовать "Королём свинга". А 16 января 1938 года оркестр Бенни стал первым джазовым коллективом, который выступил в концертном зале "Карнеги-Холл", к слову, до этого бывшим исключительно вотчиной академической музыки. Конечно, славе первого оркестра Бенни, просуществовавшего, правда, с некоторым перерывом и изменением состава, вплоть до 1944 года, способствовали аранжировки Флетчера Хендерсона, Лайла Мёрфи и Эдгара Сэмпсона, а также целого созвездия выдающихся музыкантов, таких, как Харри Джеймс, Джин Крупа, Кути Уильямс, Рэд Норво, и многих-многих других. Но, несмотря на то что с началом Второй мировой войны успех оркестра Гудмана несколько поутих (по многим причинам, среди которых были и уход Gene Krupa и трубача Гарри Джеймса, и ограничения на гастроли и записи, и состояние здоровья самого Гудмана), талант Бенни продолжал расцветать, и он неизменно принимал верные решения.
С начала 1940-х Бенни Гудман многократно собирал различные составы малых групп для гастролей и записей и выпустив несколько блестящих альбомов, среди которых "Hot Jazz", "Gotta Be This or That", "Symphony". Он даже недолго экспериментировал с би-бопом, сделав со своим би-боповым ансамблем несколько записей для "Capitol Records", к слову, довольно высоко оценённых джазовыми критиками. Кроме того, Бенни, которому было вовсе недостаточно было почивать на лаврах коммерческого успеха, стал одним из первых джазовых музыкантов, получивших признание, исполняя классический репертуар. Ещё в 1938 году он сделал свою первую классическую запись – "Квинтета Ля мажор для кларнета и струнных" Моцарта – и с тех пор на протяжении всей карьеры исполнял произведения Пола Хиндемита, Леонарда Бернштайна, Игоря Стравинского и многих других
В 1955-м он записал звуковую дорожку к кинофильму "История Бенни Гудмана", а его "старая" музыка, никогда не терявшая своей потрясающей свежести, обладала удивительным свойством словно "заново рождаться" и распространяться по всему миру. Например, в 1950 году запись его "Carnegie Hall Сoncert", изданная лейблом "Columbia Records", провела целый год в чатах и стала самым продаваемым альбомом из всех, когда-либо записанных до этого времени, и позже была введена в "Grammy Hall of Fame". Его очередной альбом – "Benny Goodman 1937-1938: Jazz Concert No. 2" – стал хитом № 1, за которым в течение следующих лет последовало ещё множество успешных переизданий. Сам же Бенни на протяжении следующих десятилетий жил бесконечными гастролями. В 1958-м он выступал на Всемирной выставке в Брюсселе, в 1962-м его биг-бэнд стал первым американским оркестром, который совершил поездку в СССР, дав 32 концерта, который посетили почти 180000 тщательно отобранных партийных работников, во главе с Н.С. Хрущёвым, а в 1969-70-х состоялось грандиозное европейское турне Бенни Гудмана.
17 января 1978 года в "Carnegie Hall" Бенни Гудман дал юбилейный концерт в честь 40-летней годовщины своего первого выступления на этой музыкальной сцене. И, невзирая на растущие проблемы со здоровьем, Бенни оставался в прекрасной исполнительской форме, продолжая играть до самой смерти, которая настигла его во сне 13 июня 1986 года, в его уютном доме на Манхэттене. Достойный уход для 77-летнего маэстро, который узнал фантастическую славу и пережил несколько периодов забвения. После каждого из них он поднимался ещё выше, никогда не переставая оставаться лучшим кларнетистом в истории джаза. Его талант не подвластен времени, а его легенда живёт вместе с музыкой.
Читайте больше интересной информации в эссе Альбины Галеевой: (vk.com/wall-43416763_2770) и смотрите фильм – "Историю о Бенни Гудмане", который мы предлагаем вашему вниманию.
Екатерина Селянинова
#BennyGoodman #JazzCalendar #ЕкатеринаСелянинова #JazzClarinet #BandLeader #SwingBigBand #30MayJazz